Особенности нормирования труда на клепальных работах

Грудосмкость клепальных работ составляет свыше 10% общей трудоемкое пі работ по ремонту летательного аппарата в целом.

При нормировании труда на клепальных работах необходимо оргишмомаїї. рабочее место клепальщика таким образом, чтобы «.(іорудонаїїііе. приспособления и верстаки были расположены на минимальном, но вполне удобном для выполнения работы рас — , і. пні и и мина шлангов подачи воздуха обеспечивала свободный Перенос іженмоннструмента в зоне рабочего места; заклейки необ­ходимых размеров, детали и узлы своевременно доставлялись на рабочее место н хранились в ячейках специального ящика но раз­мерам и маркам.

И условиях авиаремонтных предприятий рабочее время, затра­ченное на сверлильные и клепальные работы, не рекомендуется ипдра »л« ши. на основное и вспомогательное. Целесообразнее его учніьіп.’іть суммарно, как оперативное время на сверление одного и шерстин или на клепку одной заклепки. Для определения опера­ційною времени, затраченного в целом на сверление или на клеп­ку детали /о„;,т. нужно оперативное время на сверление одного отверстия или на клепку одной заклейки /«„о7п умножить на коли­чество отверстий или заклепок в данной детали п0 и прибавить

^оп-дет = ^оп-отп‘ Ло“Мв«дегг MUH, (44)

где /он дет — оперативное время на деталь;

/опотп — оперативное время на одно отверстие (заклепку); п0 — количество отверстий (заклепок);

/ вдет — вспомогательное время.

Основной время (0 на сверлильные (клепальные) работы опре­деляется но следующим формулам.

При сверлении:

где б — глубина сверления, мм;

вс — врезание сверла, мм;

5 — подача на один оборот сверла, мм;

Лдр — число оборотов шпинделя дрели на холостом ходу, обімни:

7) коэффициент полезного действия дрели;

Сиз»» „ — поправочный коэффициент на измененное число обо­ротов в связи с падением давления в сети;

СуМ 5— коэффициент, учитывающий уменьшение подачи.

При клепке:

/ г (0.036тС|/^а— 0.0663Тср*/э) ^ jjf

/1МИМ ЛМ/1М

где Лобр-г — работа, необходимая для образования головки, к Гм;

Л„ — работа, приходящаяся на один удар молотка, кГм;

п„ —<* количество ударов молотка в минуту;

В’ — коэффициент, характеризующий тип поддержки (же­сткая или упругая);

В" — коэффициент, характеризующий форму замыкающей

головки;

тСр — временное сопротивление срезу материала заклепки;

d3 — диаметр заклепки.

Коэффициент, характеризующий форму замыкающей головки, берется из соответствующих таблиц нормативов.

Вспомогательное время при сверлении (клепке) состоит из времени, связанного со сверлением одного отверстия (клепкой одной заклепки), н времени, связанного со сверлением группы от­верстий (клепкой группы заклепок).

Процессу клепки предшествует рял подготовительных работ. Последовательность их должна быть таком, чтобы ремонтируемые элементы нс получили значительного ослаблення. Для удаления заклепок необходимо высверливать закладные головки п выби­вать стержни нз отверстии бородком.

Важной подготовительной операцией при подготовке к клепке является удаление поврежденных элементов конструкции само­лета. Определяя границы вырезаемого участка обшивки, необхо­димо учитывать удобство ремонта поврежденных элементов само­лета.

Рваные кромки удалять ножовками н ножницами, а при тол­щине обшивки более 1.0 мм дисковыми и торцовыми фрезами или высверливать. Обрезанные кромки опиливать напильником со снятием фаски.

Состав операции определяется в соответствии с типовыми тех­нологическими процессами.

Подготовительно-заключительное время, время обслуживания рабочего места, а также время на отдых и личные надобности определяется на всю операцию но формуле (5) в процентах к опе­ративному прсмени.

Порядок разработки нормативов времени подробно изложен в гл. III.

Нормы времени с использованием «.Нормативов времени на слесарно-ремонтные работы по самолетам» определяются аналитп — чески-расчетным методом.

Нормы времени на клепальные работы устанавливаются но формулам (4), (5).

При определении оперативного времени на сверлильных и кле­пальных работах необходимо учитывать как количественные фак­торы (при сверлении, рассверливании и зенкований отверстии — тип сверлильной машинки, обрабатываемый материал, диаметр сверла, глубина сверления, характер установки сверла; при клеп­ке — вид и метод клепки, тин пневматического клепального мо­лотка. диаметр, длина и материал заклепки, форма замыкающей головки, тип поддержки, давление воздуха в сети), так и качест­венные (положение корпуса рабочего при работе — удобное, не­удобное; условия выполнения работ — свободные, стесненные и пр.).

Нормативами предусматриваются шесть групп сложности по­ложения корпуса рабочего и три группы стесненности выполнения работы (см. табл. 21 и 23).

Нормативное время рассчитано на удобное положение корпуса рабочего в свободных условиях выполнения работы. При работе в иных условиях необходимо пользоваться соответствующими по­правочными коэффициентами, разработанными для этих целей.

Коэффициенты, учитывающие условия работы

Группа сложности положения корпуса рабочего при работе

Коэффициент, учитываю­щий положение корпуса рабочего при работе

Удобное I

1.0

Удобное II

1.2

Неудобное III

1.44

Неудобное IV

1,73

Очень неудобное V

2,Ой

Очень неудобное VI

2.3

Перечисленные группы сложности означают:

— удобное I СИДЯ ПЛИ стоя в удобном положении, равнове­сие тела устойчивое;

— удобное II — сидя или стоя, руки над головой или ниже пояса; стоя, ноги слегка согнуты в коленях, равновесие тела ус­тойчивое;

неудобное III стоя согнувшись, равновесие тела неустой­чивое;

неудобное IV — стоя на одном» двух коленях; сидя на кор­точках; сидя на согнутой ноге; равновесие тела неустойчивое;

— очень неудобное V — сидя согнувшись, руки ниже колен; сидя откинувшись назад; стоя согнувшись» руки вытянуты назад; равновесие тела неустойчивое;

— очень неудобное VI — стоя или сидя, работа на ощупь; лежа с опорой на локти, одна рука вытянута вперед, обе руки вытяну­ты вперед, руки опущены вниз; лежа на боку, на сгибе руки; руки перед собой или за головой; равновесие тела неустойчивое.

Далее приводится пример определения нормы времени на опе­рации «Удаление поврежденного участка обшивки самолета» и Ремонт поврежденного листа обшивки самолета путем постанов­ки накладки».

Наименование

элсментоп

операции

Инструмент,

приспособ­

ления

Факторы, влияющие на затраты труда

Коэффициенты, характеризующие удобство работы

К та­бли­цы нор­ма­тива

Оперативное время, мин

К і,- по­ложение корпуса рабочего

Л*с—стес­ненность

без учета К и и Ке

с уче­том

Л п я Лс

Разметить поврежден-

Карандаш, метр

Размер участка 500 X 300 мм1.

2,5

.1.0

8-11

0,58

0.58 X

нив участок обшивки

периметр вырезаемого участка

Х2.о =

1600 мм

«■1.45

Вырезать поврежден-

Дисковая фреза

Толщина материала 1.5 мм.

2.5

.1.0

4- II

1.79

4,48

ныв участок обшивки

периметр вырезаемого участка IGOO мм

Удалить вырезанный

Молоток

Периметр поврежденного

2.5

1,0

60-II

0.12

0,30

участок обшивки

участка її 600 мм

Опилить кромки 110

Напильник

Контур прямолинейный, ПС-

2.5

•1.0

4-VI

2,2

5,50

контуру

рнметр опиливаемого участка

1600 мм

Общее оперативное

11,73

время

Пример нормирования операции «Удаление поврежденного участка обшивки самолета»

Таким образом, оперативное время на операцию «Удаление поврежденного участка обшивки самолета» составляет 11,73 мин. Подготовительно-заключительное время (ИЗ), время обслуживания рабочего места (Об), время на отдых и личные надобности (Отл) составляет 20% оперативного времени, или 2.35 мин. Согласно формуле (5) норма времени на всю операцию «Удаление повре­жденного участка обшивки самолета» составит 14,08 мин.

—_____——————————————————————————————————————————————————————————

НЩШТаблица

Пример нормирования операции «Ремонт поврежденного листа обшивки
самолета путем постановки накладки»

Продолжение

Наименование

переходов

Место

выпол­

нения

работы

Вид выпол­няемой ■ работы

Инструмент.

приспособ­

ления

Количество от­верстий, заклепок

Факторы. В.1НЯ — • ющие на затраты труда

Коэффици­енты. харак­теризующие удобство работы

е-

С

a cf

Z/ О S’ і»

їв

11

с.

3

ll

Р

.•> S3 ^ Я

Оперативное время, мин

К и— положе­ние корпуса рабочего

Ї н

Г і

к і

г.

к

•-

о

>, и п к о =

=

к

У

. І

>.к о =

всего

Сверлить отпер-

Самолет

Спер-

Пневмо-

4

Диаметр отверс-

2.5

1.8

1

23— II

0,10

0,45

1.84

стая в листе

лильная

дрель

тий 5 мм, глубина

накладки но на-

сверления 1,5 мм

правляющим от-

перстням в стрни-

герах иод фикса-

торы

Поставить фнк-

Слесар-

Фиксатор-

Количество фи к-

2.5

1.8

1

57-11

0,22

0.09

0.99

с л торы

нан

ныи ключ

саторов — 4

Сверлить отвер-

*

Свор-

Пневмо-

84

Диаметр отвсрс-

2.5

1,8

1

23— II

0,10

0.45

37.84

стяя и листе на-

лильная

дрель

гни 5 мм. глубина

кладки по направ-

сверления 1,5 мм

іяюіцлм отвсрсти-

ям и стрингерах и

нервюрах

Зенковать отвер-

»

То же

То же

84

Диаметр отверс-

2.5

1.8

1

30— II

0.12

0,54

45,40

стия под потайные

тий 5 мм

головки заклепок

Приклепать на-

Клепаль-

Пневмо-

84

Инструмент —

2.5

1.8

2

36—II

0.12

0.54

90,72

кладку к обшивке

кап

молоток,

снизу,-диаметр за-

поддержка

клепки 5 мм. ма-

териал дюралюми-

ПИЙ

Продолжение

Наименование

переходов

Место

выполне­

ния

работы

Вид вы­полняе­мой работы

Инструмент.

приспособ­

ления

£

CJ

С.

о

к

Факторы, влияющие на затраты труда

Коэффици­енты. ха­рактеризую­щие удоб­ство ра­боты

Оперативное время, мин

ь

с

о

а

и

— ы

R 5 •5- 3

~ — п

К„ — положе­ние корпуса рабочего

К с— стеснен­ность

§1 § t

Г —

F с

SB

3′:«

— ес

11

Р§.

=

к

я

W

о

>. и

п к.=

С

5-

Н

£ « о г:

всего

Сиять фиксато­ры

Самолет

Слесар­

но-меха­

ническая

Фиксатор­ный ключ

Количество фик­саторов — 4

2,5

1.8

і

57-11

0,22

0.99

0,99

Зенковать 4 от­верстия по углам

»

Свер­

лильная

Пневмо-

дрель

1

Диаметр отверс­тий 5 мм

2.5

1.8

і

.30—11

0.12

0,54

2.20*

Приклепать за­клепки по углам

»

Клепаль­

ная

Пневмо-

молоток.

поддержка

4

Инструмент — снизу, диаметр за­клепки 5 мм, ма­териал дюралюми­ний

2.5

1,8

2

36—II

0.12

0,54

2,16

Общее оператив-

Подготовительно-заключительное время (ИЗ), время обслуживания рабочего места (Об), время на отдых и личные надобности (Отл) составляют 20% оперативного времени, или 42,4 мин.

Согласно формуле (5) норма времени на всю операцию «Ремонт поврежденного листа обшивки самолета путем постановки накладки» составит 4ч 4,4 мин.

На взятие и откладывание пневмодрели прибавляется 0.04 мин,