Особенности нормирования труда на клепальных работах
Грудосмкость клепальных работ составляет свыше 10% общей трудоемкое пі работ по ремонту летательного аппарата в целом.
При нормировании труда на клепальных работах необходимо оргишмомаїї. рабочее место клепальщика таким образом, чтобы «.(іорудонаїїііе. приспособления и верстаки были расположены на минимальном, но вполне удобном для выполнения работы рас — , і. пні и и мина шлангов подачи воздуха обеспечивала свободный Перенос іженмоннструмента в зоне рабочего места; заклейки необходимых размеров, детали и узлы своевременно доставлялись на рабочее место н хранились в ячейках специального ящика но размерам и маркам.
И условиях авиаремонтных предприятий рабочее время, затраченное на сверлильные и клепальные работы, не рекомендуется ипдра »л« ши. на основное и вспомогательное. Целесообразнее его учніьіп.’іть суммарно, как оперативное время на сверление одного и шерстин или на клепку одной заклепки. Для определения операційною времени, затраченного в целом на сверление или на клепку детали /о„;,т. нужно оперативное время на сверление одного отверстия или на клепку одной заклейки /«„о7п умножить на количество отверстий или заклепок в данной детали п0 и прибавить
^оп-дет = ^оп-отп‘ Ло“Мв«дегг MUH, (44)
где /он дет — оперативное время на деталь;
/опотп — оперативное время на одно отверстие (заклепку); п0 — количество отверстий (заклепок);
/ вдет — вспомогательное время.
Основной время (0 на сверлильные (клепальные) работы определяется но следующим формулам.
При сверлении:
где б — глубина сверления, мм;
вс — врезание сверла, мм;
5 — подача на один оборот сверла, мм;
Лдр — число оборотов шпинделя дрели на холостом ходу, обімни:
7) коэффициент полезного действия дрели;
Сиз»» „ — поправочный коэффициент на измененное число оборотов в связи с падением давления в сети;
СуМ 5— коэффициент, учитывающий уменьшение подачи.
При клепке:
/ г (0.036тС|/^а— 0.0663Тср*/э) ^ jjf
/1МИМ ЛМ/1М
где Лобр-г — работа, необходимая для образования головки, к Гм;
Л„ — работа, приходящаяся на один удар молотка, кГм;
п„ —<* количество ударов молотка в минуту;
В’ — коэффициент, характеризующий тип поддержки (жесткая или упругая);
В" — коэффициент, характеризующий форму замыкающей
головки;
тСр — временное сопротивление срезу материала заклепки;
d3 — диаметр заклепки.
Коэффициент, характеризующий форму замыкающей головки, берется из соответствующих таблиц нормативов.
Вспомогательное время при сверлении (клепке) состоит из времени, связанного со сверлением одного отверстия (клепкой одной заклепки), н времени, связанного со сверлением группы отверстий (клепкой группы заклепок).
Процессу клепки предшествует рял подготовительных работ. Последовательность их должна быть таком, чтобы ремонтируемые элементы нс получили значительного ослаблення. Для удаления заклепок необходимо высверливать закладные головки п выбивать стержни нз отверстии бородком.
Важной подготовительной операцией при подготовке к клепке является удаление поврежденных элементов конструкции самолета. Определяя границы вырезаемого участка обшивки, необходимо учитывать удобство ремонта поврежденных элементов самолета.
Рваные кромки удалять ножовками н ножницами, а при толщине обшивки более 1.0 мм дисковыми и торцовыми фрезами или высверливать. Обрезанные кромки опиливать напильником со снятием фаски.
Состав операции определяется в соответствии с типовыми технологическими процессами.
Подготовительно-заключительное время, время обслуживания рабочего места, а также время на отдых и личные надобности определяется на всю операцию но формуле (5) в процентах к оперативному прсмени.
Порядок разработки нормативов времени подробно изложен в гл. III.
Нормы времени с использованием «.Нормативов времени на слесарно-ремонтные работы по самолетам» определяются аналитп — чески-расчетным методом.
Нормы времени на клепальные работы устанавливаются но формулам (4), (5).
При определении оперативного времени на сверлильных и клепальных работах необходимо учитывать как количественные факторы (при сверлении, рассверливании и зенкований отверстии — тип сверлильной машинки, обрабатываемый материал, диаметр сверла, глубина сверления, характер установки сверла; при клепке — вид и метод клепки, тин пневматического клепального молотка. диаметр, длина и материал заклепки, форма замыкающей головки, тип поддержки, давление воздуха в сети), так и качественные (положение корпуса рабочего при работе — удобное, неудобное; условия выполнения работ — свободные, стесненные и пр.).
Нормативами предусматриваются шесть групп сложности положения корпуса рабочего и три группы стесненности выполнения работы (см. табл. 21 и 23).
Нормативное время рассчитано на удобное положение корпуса рабочего в свободных условиях выполнения работы. При работе в иных условиях необходимо пользоваться соответствующими поправочными коэффициентами, разработанными для этих целей.
Коэффициенты, учитывающие условия работы
|
Перечисленные группы сложности означают:
— удобное I СИДЯ ПЛИ стоя в удобном положении, равновесие тела устойчивое;
— удобное II — сидя или стоя, руки над головой или ниже пояса; стоя, ноги слегка согнуты в коленях, равновесие тела устойчивое;
неудобное III стоя согнувшись, равновесие тела неустойчивое;
неудобное IV — стоя на одном» двух коленях; сидя на корточках; сидя на согнутой ноге; равновесие тела неустойчивое;
— очень неудобное V — сидя согнувшись, руки ниже колен; сидя откинувшись назад; стоя согнувшись» руки вытянуты назад; равновесие тела неустойчивое;
— очень неудобное VI — стоя или сидя, работа на ощупь; лежа с опорой на локти, одна рука вытянута вперед, обе руки вытянуты вперед, руки опущены вниз; лежа на боку, на сгибе руки; руки перед собой или за головой; равновесие тела неустойчивое.
Далее приводится пример определения нормы времени на операции «Удаление поврежденного участка обшивки самолета» и Ремонт поврежденного листа обшивки самолета путем постановки накладки».
Наименование элсментоп операции |
Инструмент, приспособ ления |
Факторы, влияющие на затраты труда |
Коэффициенты, характеризующие удобство работы |
К таблицы норматива |
Оперативное время, мин |
||
К і,- положение корпуса рабочего |
Л*с—стесненность |
без учета К и и Ке |
с учетом Л п я Лс |
||||
Разметить поврежден- |
Карандаш, метр |
Размер участка 500 X 300 мм1. |
2,5 |
.1.0 |
8-11 |
0,58 |
0.58 X |
нив участок обшивки |
периметр вырезаемого участка |
Х2.о = |
|||||
1600 мм |
«■1.45 |
||||||
Вырезать поврежден- |
Дисковая фреза |
Толщина материала 1.5 мм. |
2.5 |
.1.0 |
4- II |
1.79 |
4,48 |
ныв участок обшивки |
периметр вырезаемого участка IGOO мм |
||||||
Удалить вырезанный |
Молоток |
Периметр поврежденного |
2.5 |
1,0 |
60-II |
0.12 |
0,30 |
участок обшивки |
участка її 600 мм |
||||||
Опилить кромки 110 |
Напильник |
Контур прямолинейный, ПС- |
2.5 |
•1.0 |
4-VI |
2,2 |
5,50 |
контуру |
рнметр опиливаемого участка |
||||||
1600 мм |
|||||||
Общее оперативное |
11,73 |
||||||
время |
Пример нормирования операции «Удаление поврежденного участка обшивки самолета» |
Таким образом, оперативное время на операцию «Удаление поврежденного участка обшивки самолета» составляет 11,73 мин. Подготовительно-заключительное время (ИЗ), время обслуживания рабочего места (Об), время на отдых и личные надобности (Отл) составляет 20% оперативного времени, или 2.35 мин. Согласно формуле (5) норма времени на всю операцию «Удаление поврежденного участка обшивки самолета» составит 14,08 мин.
—_____——————————————————————————————————————————————————————————
НЩШТаблица
Пример нормирования операции «Ремонт поврежденного листа обшивки
самолета путем постановки накладки»
Продолжение
|
Продолжение
Общее оператив- |
Подготовительно-заключительное время (ИЗ), время обслуживания рабочего места (Об), время на отдых и личные надобности (Отл) составляют 20% оперативного времени, или 42,4 мин.
Согласно формуле (5) норма времени на всю операцию «Ремонт поврежденного листа обшивки самолета путем постановки накладки» составит 4ч 4,4 мин.
На взятие и откладывание пневмодрели прибавляется 0.04 мин,